Мы регулярно слышим о новых учебных реформах в образовательном процессе автошкол. Изменения, новые правила сдачи экзаменов, увеличение или сокращение учебных часов по программам и пр. Однако, если взглянуть на сам процесс обучения: на методики, правила и основы (касающиеся как теории, так и практики), то станет ясно, что учат современных кандидатов в водители также, как и в советское время.
Изменения в #ПДД периодически происходят, да. Меняются и добавляются вопросы в экзаменационные билеты, да. Но глобально ничего не меняется!
То же самое и с вождением: задача инструктора в рамках обучения в автошколе — познакомить ученика с автомобилем, научить им управлять и применять на практике полученные знания. Как это ни печально, но среди инструкторов довольно большой процент тех, кто просто отрабатывают свою зарплату, работая «на автомате», не прикладывая особого труда, не внося чего-то нового в свою работу. Во всех профессиях есть такие работники, более того — их большинство.
Если рассматривать такую работу с точки зрения всей образовательной системы автошкол, получается, что инструкторы, работающие вполсилы — не делают ничего плохого. Они учат вождению не хуже, чем преподаватели учат теоретической части. И те и те выполняют свою работу так, как их научили, «как принято», как делали еще 30 лет назад.
Если не происходит глобальных изменений во всей системе образования, то нечего удивляться тому, что находится очень мало людей, готовых самостоятельно менять что-то в своей работе, в своем подходе, да совершенствовать свои же навыки.
В итоге, добрая половина выпускников автошкол, самостоятельно выезжая на дороги, оказываются процентов на 50 готовы к тому, что на этих дорогах происходит. Больше везет тем, кто занимался с инструктором, который научил гораздо большему, чему должен был научить в рамках программы #автошколы. Также большую роль играет личный интерес учащегося и самостоятельное изучение многих моментов, связанных с управлением авто, маневрированием, «общением» с другими водителями и прочее.
Но, пока я не написала целую книгу вместо статьи, перейду к главному 😄 К теме, которая обозначена в заголовке. Чего, по моему мнению, не хватает автошколам для еще более эффективного обучения кандидатов в #водители?
Теоретическая часть
- Упрощенный курс по устройству авто. Хотя бы основные агрегаты, их функции, задачи, различия. Понятно, что быстро и на пальцах тут не расскажешь. Но сейчас легко можно найти упрощенные схемы/рисунки/видеоролики, где даже самому далекому от автомобилей человеку хоть чуть-чуть станет понятно, как выглядит автомобиль «изнутри», как и за счет чего он едет, зачем нужна подвеска и как она работает и так далее. Сейчас такой курс дают единицы автошкол!
- Основы безопасного управления ТС, хотя бы начальные теоретические знания из контраварийной подготовки. Заносы, сносы, потеря управляемости и устойчивости, какие силы действуют на автомобиль и почему, разница в управлении авто с разным типом привода и так далее. В билетах есть вопросы на эту тему, но я знаю, что часто в автошколах преподаватели просят запомнить правильный ответ, толком не объясняя, почему он правильный :(
- Психология для будущих водителей. Тут я могу писать много, так как я очень уважаю психологию, сама являюсь дипломированным психологом и точно знаю, насколько эффективной может быть #психология в абсолютно любых сферах жизни и обучения человека. Кратко скажу так:
По программе обучения, утвержденной министерством образования, в автошколах обучение должно состоять из следующих курсов:
По факту, в подавляющем большинстве мы имеем желание руководства экономить на зарплатах, оборудовании и прочих материалах. Поэтому во многих автошколах один преподаватель читает все курсы. Рассказывает и про ПДД, и про законодательство, и про первую помощь и… На этом обычно ограничиваются.
Практическая часть.
- Как видно из таблицы выше, в автошколах в рамках теоретического (базового) курса, должны быть «Основы управления ТС». Речь о тренажёрной подготовке. Это либо симулятор, либо рули, прикрученные к партам (буквально), на которых отрабатываются навыки правильной посадки + техники руления.
Об этом я расскажу подробно в одной из следующих статей, так как такая подготовка вызывает множество споров и непонятных эмоций у многих людей :)
- Езда на большой скорости. На трассах, магистралях (в последней редакции Правил учебная езда на таких дорогах разрешена!), скоростных участках. Обычно инструкторы ездят с учениками только по городу.
Обратите внимание: Стоит ли женщине устраиваться на работу в такси.
Лишь немногие все же понимают важность умения управлять автомобилем на приличной скорости и учат этому своих учеников. Разве есть в мире водитель, который никогда не ездит быстрее 60км/ч?! А разве не проще и не безопаснее будет ехать 100 км/ч самостоятельно после того, как проделывал это не раз с инструктором? ;) - Обгоны/опережения и перестроения на большой скорости/те же маневры в условиях плохой видимости или непогоды.
Помню, ехали мы с моим учеником со скоростью 80 + км/ч, и он перестроился на левую полосу, чтобы опередить самосвал, который двигался по правой. Затем нам нужно было снова попасть в правую полосу. Так этот маневр ученик совершил максимально страшно: сразу же после опережения самосвала, буквально отъехав вперед него на пару корпусов, он резко нырнул пред ним и… ослабил нажатие на газ! Торможение самосвала я буквально слышала. Также явно, как и свой повышенный голос, который велел ученику быстро нажать обратно педаль газа. После этого я мысленно попросила прощения у водителя самосвала, мы с учеником остановились, и я долго объясняла ему еще раз (!) принципы опережения и перестроения.
Такие навыки не менее важны, чем перестроения в плотном потоке или проезд перекрестков. Особенно учитывая, что такие маневры на большой скорости имеют более страшные последствия в случае ошибки водителя!
- Езда в темное время. Да, этому тоже стоит учить в автошколе. И также, как и движение по магистрали, это сейчас не запрещено! Восприятие действительности буквально меняется в темноте. Даже если на дорогах установлены фонари, которые отлично освещают дорогу, мы с вами прекрасно понимаем, что ездить приходится и по совершенно не освещенным участкам. И ученик должен научиться приспосабливаться к движению как в свете фонарей, так и в темноте, освещаемой только лишь фарами своего автомобиля.
- Основы безопасного вождения (особенно на скользкой дороге). Кончено это не относится к тем, кто обучается НЕ зимой. Однако некоторые приемы можно отработать и на неглубоком песке/гравии/в грязи. Особенно эффективно на моноприводном автомобиле! И сразу поясню: все должно выполняться без малейшего намека на причинение вреда автомобилю, окружающим или же ученику 😉 Тут все будет зависеть от желания и фантазии инструктора. Зная основные принципы и приемы безопасного вождения, можно придумать, как и где отработать их с учеником.
В целом, чтобы понять, что еще можно было бы внедрить в программу обучения в автошколе, вспомните себя в первые годы самостоятельной езды после получения водительского удостоверения. Понаблюдайте за своими знакомыми, родственниками, водителями вокруг вас. При каких маневрах, в каких ситуациях чаще всего можно заметить неумелые или неправильные действия водителя — там и кроется ответ! Если при обучении в автошколе затронуть как можно больше «проблемных зон», разобрать как можно больше сложных маневров и привить как можно больше полезных навыков и умений, то и водителей на выходе из автошколы мы получим уже совершенно другого уровня! Тогда, возможно, и ругаться друг на друга на дорогах мы станем меньше. Поводы однозначно сократятся!
А что вы добавили бы в программу обучения в автошколах? ;)
Больше интересных статей здесь: Обзор.
Источник статьи: Чему еще стоит учить в автошколах (размышления инструктора по вождению).