Влияние знаменитостей и кино на репутацию автомобилей: от Ford до Alfa Romeo

Скрытый маркетинг и звездные предпочтения

Вспомните фильм «Четвертый протокол» по книге Фредерика Форсайта. Вы не замечали, что все герои разъезжают на безупречно чистых новеньких Ford? Это не случайность. Компания Ford давно и активно сотрудничает со знаменитостями, предоставляя им автомобили, предпочитая держать такие сделки в тайне. Однако известно, что телеведущий Дэвид Беллами получил Mondeo, а оперная дива Кири Те Канава — Scorpio, причем, вероятно, не самую новую модель, чтобы не отпугнуть консервативную публику.

Ford также стремится, чтобы её машины были у ведущих автогонщиков мира. Джеки Стюарт и его сын Пол, вся команда Benetton, Энди Рауз и даже Михаэль Шумахер — все они ездят на Ford. Недавно к этому списку присоединился и Джереми Кларксон. В компании существует негласный фильтр: прежде чем подарить автомобиль, они задаются вопросом, достоин ли этот человек сидеть за рулём их творения. Когда я поинтересовался насчёт Ford Fiesta для Рода Стюарта, представитель лишь замялся: «Мы подумаем». Что ж, Род, я попытался.

Впрочем, Род Стюарт вряд ли чувствует себя обделённым. Он известный поклонник Lamborghini, и его имя прочно ассоциируется с этой маркой. Загляните в объявления о продаже подержанных авто, и вы наверняка найдёте Countach или Diablo, которыми когда-то владел Род. По крайней мере, боксёр Крис Ибанк не выставляет на продажу свой Range Rover, возможно, потому что его нынешний Aston Martin Virage объёмом 6.3 литра всё ещё резв как молодой жеребец.

В этом и заключается проблема для производителей: если знаменитость решает потратить свои деньги на другую машину, они бессильны что-либо изменить.

Имидж против реальности: BMW, Jaguar и неожиданные повороты

BMW тщательно культивирует образ холодной, выверенной и технологичной марки. Компания, вероятно, была бы не против, чтобы Джордж Майкл, чьи альбомы выдержаны в схожем «клинически эффективном» стиле, приезжал в кафе на своём BMW 850. Они мечтали, чтобы клиенты слушали его альбом «Listen Without Prejudice» за рулём их автомобилей. С другой стороны, лейборист Дерек Хаттон — нежелательный персонаж для имиджа BMW, хотя все помнят, как он перемещался на BMW 635 с заседаний мэрии на сделки с недвижимостью.

Jaguar находится в схожей ситуации. Производитель, наверное, ликует, когда важные правительственные чиновники подъезжают к Уайтхоллу на XJ6. Но были ли они так же счастливы, когда герцогиня Йоркская Сара Фергюсон приобрела XJS с откидным верхом?

Яркий пример — Reliant Regal. Благодаря тому что принцесса Анна мчалась на своём старом Scimitar GT/E со скачек в суд, эта машина, по сути представлявшая собой фордовский двигатель в пластиковом кузове, обрела определённый шарм. Когда она продала свой автомобиль, марка была обречена, и теперь эти забавные трёхколёсные аппараты забыты.

Знаменитости способны не просто укрепить или подорвать репутацию машины — они могут её создать или уничтожить. Когда британский комик Роуэн Аткинсон перестал восхищаться своей Lancia Delta Integrale в журнале Car, импортёры просто свернули бизнес и уехали обратно в Италию. Aston Martin, серьёзно, возможно, никогда бы не выбрался из кризиса 70-х, если бы не Джеймс Бонд. DB5 был далёк от совершенства, но агент 007 сделал его иконой стиля.

Автомобили и поп-культура: Alfa Romeo Spider как кинозвезда

Обычно, когда модель снимают с производства, мало кто проливает слёзы. Но Alfa Romeo Spider — исключение. Рождённая в 1966 и умершая в 1993 году, она провела на конвейере невероятные 25 лет. По современным меркам, по сравнению с Mazda MX-5, она была медленной, шумной, жёсткой и неудобной в управлении. Её последняя поездка со мной напомнила родео, а обзорность оставляла желать лучшего.

Но была одна маленькая деталь — фильм «Выпускник». Благодаря ему, красный Spider, на котором ездил герой Дастина Хоффмана, стал самой желанной спортивной машиной в мире. В США её так и зовут — «Alfa Graduate». Этот образ поддерживал продажи долгие годы, вопреки всем техническим недостаткам. Когда Spider проезжал по улице, все оборачивались. Он стал символом свободы, романтики и стиля, о котором пела Марианна Фэйтфул.

Spider — не единственный пример. Где бы был Ford Mustang без Стива Маккуина и погони в «Буллите»? Именно кино превратило его из обычного американского автомобиля в легенду, связав неразрывно с полицейскими погонями и Калифорнией. Фильм «Ограбление по-итальянски» вознёс до небес Lamborghini Miura и Jaguar E-Type. Даже Volkswagen Beetle, детище тёмной эпохи, благодаря образу милого Херби из кино, вызывает у людей улыбку, а не ненависть.

Инспектор Морзе в 90-х кардинально изменил восприятие Jaguar Mark II: из машины гангстеров он превратился в автомобиль интеллектуала. Правильный фильм и правильный персонаж могут наделить автомобиль культовым статусом и обеспечить ему успех на десятилетия вперёд. Если бы я занимался маркетингом Proton, я бы договорился, чтобы тиранозавр из «Парка юрского периода» в финале уехал на новеньком Aeroback.

Технологические невзгоды и курьёзы

Пишу эту статью с нового мобильного телефона по дороге по M40. Технологии — это круто, но мой личный опыт с ними часто комичен. Мой первый сотовый был размером со стиральную машину и сломал подвеску автомобиля. Следующий мог звонить только на номер 222-22-22. Маленький Sony регулярно выбрасывался в мусор вместе с содержимым карманов. Нынешний Ericsson работает в Дубае, но отказывается ловить сеть в Хай-Викомбе, постоянно ставя меня в неловкое положение в пробках, пока все вокруг болтают по своим аппаратам.

Та же история с банкоматами, которые всегда «теряют связь», когда подхожу я, и с навигационной системой Phillips. Она настойчиво предлагает ехать по Северной кольцевой, хотя любой лондонец знает, что это маршрут для тех, кто боится города. Обидно, если подумают, что у меня нет друзей и я беден.

А сегодня утром я случайно постирал все свои компьютерные диски. Интересно, они имеют запах? Если кто знает — напишите. И да, спасибо всем, кто сообщил про номерной знак PENIS. Его не существует, есть только PEN 15 на грузовике у водителя Стива Пэрриша. И ещё спасибо за напоминание бойкотировать корейские машины не только из-за гастрономических предпочтений, но и потому что они — дрянь.

Феномен пикапа: разница между континентами

В глухих болотах Флориды живёт Дикий Лайл, который ведёт бизнес по аренде лодок на воздушной подушке. Он носит камуфляж, любит оружие и, естественно, водит пикап. В сельской Америке пикапы водят все. Ford серии F и Chevrolet продают их миллионами, занимая около 40% рынка. Это началось в 80-х, когда владельцам лодок, снегоходов и лошадей понадобилась мощная и практичная техника. Сегодня пикапы можно увидеть и на Уолл-стрит: они есть у писателя Тома Кленси, музыканта Боба Зигера, на нём приезжала Барбара Буш.

Однако в Британии пикапы — удел сантехников. Они здесь не прижились, и причина проста: они бесполезны в местном контексте. Если у тебя есть лодка — ты, вероятно, живешь в Испании не с самыми легальными доходами. Если есть лошадь — ты достаточно богат для Range Rover. А если есть планер — ты на нём и летаешь. Так что пикап остаётся сугубо американским феноменом, символом определённого образа жизни, который не находит отклика по эту сторону Атлантики.

Интересное еще здесь: Обзор.

А вы помните «Четвертый протокол», очередной провальный.