А вы помните «Четвертый протокол», очередной провальный

А вы помните «Четвертый протокол», очередной провальный фильм по книжке Фредди Форсайта? Вас не удивляло, что весь фильм народ гоняет на Ford, чистеньких новеньких Ford?
Ford не забывает и о поп-звездах, поставляя им машины и храня об этом героическое молчание. Впрочем, пресс-секретарь компании как-то признался, что несколько автомобилей были бесплатно переданы телеведущему Дэвиду Беллами и оперной певице Кири Те Канава.
Дэвиду достался Mondeo, а певице Scorpio, да и то, наверное, старенький. Новый бы распугал всех ее слушателей.
Ford прикладывает усилия и к тому, чтобы ее машины были у всех ведущих мировых автогонщиков. Джеки Стюарт ездит на Ford, как и его сын Пол. Вся команда Benetton прокаталась на них целый сезон, как, впрочем, и Энди Рауз. Даже у Михаэля Шумахера есть Ford. А недавно Ford появился и у Джереми Кларксона.
Представитель Ford рассказал мне, что, прежде чем подарить машину какому-нибудь богатому и знаменитому, они отвечают для себя на несколько вопросов. Один из них такой: достоин ли такой человек сидеть за рулем их машины?
К моему удивлению, когда я спросил, не хотят ли они подарить Ford Fiesta певцу Роду Стюарту, человек замялся и ответил: «Что ж, мы подумаем над этим». Видишь, Род, я сделал все, что мог.
Не думаю, что Род оказался сильно обделен. Мистер Стюарт известен своей любовью к Lamborghini и ассоциируется исключительно с этими машинами. Откройте раздел объявлений какой-нибудь второсортной автомобильной газетенки, и вы обязательно наткнетесь на парочку, в которых кто-нибудь продает Countach или Diablo, ранее принадлежавшие Роду.
По крайней мере знаменитый боксер Крис Ибанк имел совесть не засвечиваться со своими Range Rover в объявлениях о продаже подержанных авто. Может быть, это потому, что его нынешняя машина Aston Martin Virage, объемом 6,3 литра, до сих пор бегает как зайка?
В этом-то вся загвоздка. Если уж какой-нибудь знаменитости захотелось потратить свои кровные на другую машину, производители сделать ничего не могут, хоть ты тресни.
И это приводит к разного рода неожиданным поворотам. BMW отчаянно пытается поддерживать холодный, вылизанный и выхолощенный образ и совсем не против, когда Джордж Майкл приезжает в кафе именно на их самой-самой BMW 850.
Его альбомы выдержаны в том же «клинически эффективном» стиле. Компания BMW мечтала о том, чтобы ее клиенты слушали Listen Without Prejudice на досуге в автомобиле.
Лейборист Дерек Хаттон, с другой стороны, нежелательный человек за рулем BMW. Однако мы прекрасно помним, как Дерек перенесся с заседания мэрии на заключение сделки с недвижимостью именно на BMW 635.
В одной лодке с BMW находится Jaguar. Могу представить, как радуются «ягуаровцы», когда видят в новостях, что важные шишки из правительства подъезжают к Whitehall на XJ6. Интересно, были ли они счастливы, когда Сара Фергюсон, герцогиня Йоркская, приобрела себе XJS с откидной крышей?
Еще один случай — Reliant Regal. Благодаря тому что принцесса Анна понеслась со скачек на судебное заседание на своем стареньком Scimitar GT/E, эта машина приобрела определенный ореол, которого никогда не получила бы машина, представляющая собой просто-напросто фордовский двигатель, обтянутый пластмассой.
Когда она продала свою машину, эта марка оказалась обречена. И теперь эти забавные трехколесные машины брошены на произвол судьбы.
Знаменитости способны сделать больше, чем просто поднять репутацию машины или поколебать ее. Они в состоянии полностью создать ее или уничтожить.
Как только британский актер-комик Роуэн Аткинсон перестал писать в журнал Car о том, как он обожает свою Lancia Delta Integrale, импортеры собрали свои вещички и отправились обратно в Италию.
Aston Martin, совершенно серьезно, никогда бы не выбрался из своего болота в семидесятые, если бы не Джеймс Бонд. DB5 был полным отстоем, на нем было невозможно ездить, но агент 007 превратил эту машину в нечто стильное.
Я не футбольный болельщик и не уверен, насколько это правда в футболе, но почему-то каждый раз, когда увольняют очередного футбольного менеджера с чересчур дорогой прической, мы видим на фотографиях, как он залезает в самую последнюю и дорогую модель Mercedes-купе. А может, это так принято, чтобы все футбольные менеджеры имели Mercedes, а их подопечные — Toyota Supra?
К добру ли это? Как сказать, лично я никогда не куплю ни Mercedes, ни Supra, потому что они ассоциируются у меня с хулиганствующими футбольными фанатами. И Mitsubishi Shogun тоже — потому что на ней ездит радиоведущий с BBC Дейв Ли Тревис.
У рокера Брайна Адамса вкус получше. Он владелец полноприводного Land Rover, с которым позирует на каждой фотографии, прямо как

принцесса Диана с Audi.
Музыкант Крис Ри пошел еще дальше. Несмотря на свою любовь к Ferrari, этот человек, который сделал популярными козлиные песни еще тогда, когда Take That под стол пешком ходили, прикупил себе Caterham Super Seven, и по его словам, эта машина есть именно то, что должна выпускать в наши дни Ferrari.
Она простая, потрясающе быстрая и очень нравится Крису, что хорошо заметно по обложкам его альбомов.
Наконец, Volvo. Эта компания настолько отчаянно старается поменять свой имидж, что не за горами то время, когда они начнут приглашать в свои салоны Пенелопу Кейт. Удивительно, что их новая серия рекламы — «Больше турбо, чем дизель» или «Води ее, как будто она живая» — не заставляет женщин в головных шарфах растеряться.
Volvo потратили миллионы фунтов на гоночную программу. Что тут сказать — даже у меня есть собственная программа развития автогонок, но этого мало.
По телевизору опять идет полицейский телесериал Randall and Hopkirk. Помните, что случилось с Хамбером после того, как один из его суперснайперов убил Хопкирка? Так вот, Volvo просто необходимо заплатить кому-нибудь, чтобы киношники сделали ремейк фильма The Saint.

Alfa Romeo Spider, машина-звезда

Обычно, когда та или иная машина выходит из производства, никто особенно не плачет и не рвет на себе волосы от горя и тоски. В газетах вы не прочтете некролог, и никто не пошлет цветочки на могилку, потому что всем, в сущности, наплевать. Сегодня вы можете купить себе Ford Sierra, а завтра уже нет — жизнь идет своим чередом.
Но иногда, когда машины отправляются прямиком на небесную свалку, людей это трогает до слез. Одна из таких машин зовется Alfa Romeo Spider. Она родилась в 1966 году. Умерла в июне 1993 года. Цветы оставляйте у входа в крематорий, пожалуйста.
В настоящее время европейские машины остаются в производстве в среднем шесть-семь лет, а японские только четыре, поэтому Alfa в этом плане долгожитель. На этой земле она провела 25 лет.
Машина, созданная еще до того, как мир услышал о сержанте Пеппере, пала жертвой технологической конкуренции лишь в 1993 году. По сравнению с Mazda MX5 Alfa медленная, шумная, жесткая, а управление ею ужасно неудобное.
На прошлой неделе я прокатился на ней в последний раз — и испытал ужас от того, как покрышки задних колес визжат на поворотах, а въезд на круг всякий раз казался чемпионатом по родео.
О поворотах налево речи вообще не шло — если вы высокого роста, то вам приходится сидеть буквой «зю» и ничего по сторонам не видеть.
Конечно, Spider считался клевой машиной в том году, когда почил в бозе Дональд Кемпбелл. Но на сегодняшний день она просто ужасна.
Не считая одной маленькой вещи. Фильм «Выпускник» знаменит несколькими вещами: эротической сценой с Энн Бенкрофт, саундтреком от Саймона и Гарфанкеля, завораживающей красотой Катарин Росс и рождением суперзвезды по имени Дастин Хоффман.
Каждый человек, смотревший фильм, хорошо помнит, на какой машине ездил герой Дастина. Это красная Alfa Spider. Эффект от ее появления был огромен. В Америке эту машину так и называют — «Альфа Выпускник».
Именно из-за этого фильма Spider стала самой обожаемой и желанной спортивной машиной в мире. Когда она проезжает по улице, все как один (а особенно женщины) поворачивают свои головы вослед. Все мои знакомые просили меня дать на ней покататься. Пожилые дамы начинают ворковать. Пожилые женщины от нее тают, а пожилые мужчины начинают ностальгировать. Молодые люди недоуменно смотрят на свои Golf GTi.
Говорят, что имидж не может долго поддерживать продажи плохого продукта. Однако пример Spider доказывает обратное. Вам может не нравиться сама машина, но ее образ не дает вам уснуть.
Когда актриса Марианн Фейтфул говорит о том, что в свои 37 лет ее героиня Люси Джордан никогда не ездила по Парижу в спортивной машине с развевающимися волосами, все прекрасно понимают, что этой машиной должна быть Alfa Spider.
Да, она раскрошит свои зубы на кочках, и, скорее всего, машина сломается на полпути, но если вы любите стильное вождение и обвязываете развевающиеся волосы шарфом от Hermes, то звук мотора Alfa будет для вас для отличаться от звука Ferrari или Mazda MX5, как хорошая акустика от Sony Walkman.
Конечно, Spider не единственная машина, которая достигла таких высот благодаря скрытой рекламе в фильмах. Где был бы Ford Mustang, если бы не Стив Маккуин, Сан-Франциско и фильм «Буллит»?
Когда в 1964 году эта модель появилась на рынке, она тут же стала самой быстро распродаваемой машиной всех времен и народов. Этот рекорд до сих пор не побит. Однако, если уж на то пошло, эта машина не что иное, как заурядный американский Ford Capri.
Его дела были бы совсем плохи уже в 1973 году, если бы Стив Маккуин не показал нам в фильме «Буллит», что она умеет делать. Именно благодаря фильму «Мустанг» продержался до Майкла Дугласа, который преследовал на нем Lotus в фильме «Основной инстинкт», и опять-таки в Сан-Франциско.
А что ему было еще делать? Полицейские, Калифорния, погони и «Мустанг» теперь связаны так же неразрывно, как сточные канавы и Mini Cooper.
Фильм «Ограбление по-итальянски» разрекламировал Lamborghini Miura и Jaguar E-Type буквально до небес.
Теперь VW Beetle. Кажется ли нам этот автомобиль реликвией, оставшейся от фашистов? Или он кажется глупой шуткой Вуди Алена? Volkswagen-«жук» был таким же творением Гитлера, как «Фау-2» и газовые камеры Освенцима, но закидывают ли ветераны войны эти машины камнями, когда те проезжают мимо? Нет.
Вместо этого мы все при виде «жука» начинаем улыбаться, потому что теперь «жук» — это мультяшный персонаж Херби, милый и ласковый, как спаниель.
В семидесятые годы Джон Тоу занимался тем, что преследовал Jaguar второй модели, в которых сидели грабители банков. В девяностые же годы он полностью изменил наше представление об этой машине, сам сев за ее руль в сериале про инспектора Морзе.
В семидесятые годы, когда вы ехали на Jaguar, окружающие смотрели на вас и думали, что ваш багажник забит бейсбольными битами и пачками награбленных банкнот, а сами вы едете с одной малины на другую. В наше время люди в таком случае подумают, что вы образованный человек с правильными понятиями. И слегка нетрезвый.
Президент Рейган немного подпортил репутацию старому Jaguar, но спасибо инспектору Морзе, что, несмотря на завышенные цены на классические автомобили, вторая модель на сегодняшний момент является хорошим вложением денег.
Правильное кино и правильный персонаж могут организовать успех машины. Они могут наделить ее культовым статусом и надолго задрать до небес ее продажи, причем с такой силой, которая не снилась ее создателям.
Таким образом, если бы я занимался маркетингом марки Proton, то сделал бы так, что тиранозавр в «Парке юрского периода» в конце уезжает в новеньком 1,5-литровом Aeroback.

Спутниковая система навигации

Всем привет: я пишу эту статью на моем новом мобильном телефоне, которым я пользуюсь на шоссе M40 по дороге.
А это круто. Никаких тебе шумов и скрипов, просто цифровая обработка того, что я говорю, с пробелами в тех местах, которые телефону кажутся слишком сложными.
Я не понимаю мобильные телефоны. Первый свой сотовый я купил через десять лет после того, как они появились. Он был больше стиральной машины и тяжелее принтера. Мне пришлось избавиться от него, когда у моей машины не выдержала подвеска.
Второй мой телефон был чуть меньше, но продержался не дольше. Спустя какое-то время у него перестали работать все кнопки, кроме кнопки 2. Поэтому единственный номер, на который я мог звонить, был 222-22-22. Прости, приятель, кто бы ты ни был.
Потом настал черед Sony, который благодаря маленьким размерам регулярно отправлялся в помойное ведро вместе с мусором из моих карманов.
Он был такой маленький, что у него даже не было дисплея, и поэтому я не мог понять, какой номер я набираю. Однажды позвонил в прачечную и сказал «Привет, мама».
Теперь у меня цифровой Ericsson, который позволяет звонить хоть с яхты, пришвартованной в Монако. Если бы, конечно, у меня была яхта в Монако.
Он работает в Австралии и на Ближнем Востоке, но не в Истбурне или Хай-Викомбе, и это неудобно, поскольку в Букингемшире и Сассексе я провожу времени значительно больше, чем в Дубае.
Когда я не могу принять вызов, телефон умеет перенаправлять звонок на мой домашний номер. Еще он умеет заваривать чай. В инструкции я даже вычитал, что при нажатии «решетки» телефон превращается в АК-47. Очень удобно.
Однако ищет сеть этот телефон не лучше, чем мои остальные телефоны. И больше всего меня бесит, что я единственный, у кого возникает эта проблема. Мой телефон может лежать на столе в пабе и показывать пустые полосочки, в то время как чей-то другой телефон на том же самом столе просто лопается от хорошего приема сети.
Если бы я сравнил эти телефоны с людьми, то мне всегда достается Кеннет Вильямс, когда у всех остальных — пацаны из стрип-шоу Chippendales.
Вчера ночью я застрял в жуткой пробке и попытался позвонить жене, чтобы сообщить ей нечто важное. Но мой Ericsson просто тупо лежал и показывал пустой экран. А тем временем в других машинах люди смеялись и шутили со своими далекими коллегами и любимыми людьми. Я почти слышал, что они говорили: «Я тут стою рядом с этим чуваком из Top Gear, у него явно нет друзей».
Та же история с банкоматами. Всякий раз, когда я стою во главе длинной очереди, связь банкомата с Донкастером, где открыт мой счет, обрывается. Банкомат выплевывает карту, я понуро ухожу, а вслед мне несется: «О, это же чувак из Top Gear, у него нет денег».
А теперь я начал сражаться с навигационной системой от Phillips. Идея заключается в том, что вы задаете системе точку старта, точку финиша и маленькая черная коробочка прокладывает вам самую короткую дорогу.
Если бы все было так хорошо. Я живу в Баттерси и после пятнадцати лет жизни в Лондоне прекрасно знаю, что самая короткая дорога — это если я поеду по M1 прямо через центр города, а если это час пик, то через Хаммерсмит, Шефердс-Буш, Виллесден и Криклвуд.
Но навигационная система настаивает, что я должен выехать из города по A40 и повернуть на Северную кольцевую.
Единственные люди, которые ездят по Северной кольцевой, — это люди, которые не решаются ездить по M25 и до жути боятся попасть в центр Лондона. Действительно, обидно, если люди будут думать, что я, не будучи туристом, беден и у меня нет друзей.
Мое невезение с приборами сегодня утром затронуло даже компьютер. Увы, я начал стирку и не заметил, что все мои диски случайно попали в стиральную машину. Умеют ли компьютерные диски ходить? Имеют ли они запах тела? Если кто-нибудь что-нибудь знает об этом, напишите мне.
О, пока я в теме, спасибо всем, кто сообщил мне, что полицейские выдали кому-то номерной знак PENIS. Спешу сказать, что это не так. Есть только знак PEN 15 — он принадлежит Стиву Пэрришу, водителю грузовика.
Еще спасибо тем сотням читателей, которые написали мне, что мы должны бойкотировать корейские машины, потому что корейцы едят собак. Мы должны делать это еще по одной причине: корейские машины дрянь.

Пикап как феномен

Далеко-далеко, в болотах Флориды, где мужчины — это мужчины, а крокодилы дрожат в страхе за свою жизнь, старина Дикий Лайл ведет бизнес по аренде лодок на воздушной подушке.
Желудок Дикого Лайла намного больше, чем его словарный запас. Он сплевывает чаще, чем говорит, а ест он только то, что поймал своими собственными руками. Он носит камуфляж и любит оружие. Естественно, он водит пикап.
В сельской Америке пикапы водят все. Маленькие дети от равнин Монтаны до пыльных степей Нью-Мексико могут запросто пройти мимо Ferrari, но обязательно остановятся и оближут последний пикап от Ford.
Самая продаваемая машина в Америке — это Ford Taurus. Но громадные цифры его продаж не могут затмить объем продаж пикапов Ford серии F и его конкурента Chevrolet. Только в 1994 году эти монстры на двоих продали почти миллион экземпляров своих автомобилей.
Таким образом, «маленькие грузовики» составляют порядка 40 процентов от общего автомобильного рынка страны. В США вряд ли найдется столько неотесанных деревенщин. В таком случае кто покупает все эти пикапы? И почему?
Все началось еще в начале восьмидесятых, когда мелкий нефтяной кризис подтолкнул американский автопром к производству четырехцилиндровых седанов с небольшим двигателем. Они нормально экономили топливо, но лодку на таких маломощных машинах перевозить было невозможно. А в 1981 году в Америке было 12,5 миллиона владельцев лодок.
А еще были товарищи, владевшие снегоходами, лошадьми и планерами.
Вот так и получилось, что все решили перекинуть внимание на вездеходные, мощные, крепко сбитые пикапы. На крыше лыжи, сзади лодка, два часа езды — и вы на озере Тахо.
Пикапы отлично покупают не только Дикий Лайл и его циклопические приятели. В настоящее время этими машинами забита вся Уолл-стрит в Нью-Йорке. У писателя Тома Кленси есть один. У Боба Зигера тоже. В свой последний приезд в Сан-Франциско я видел Барбару Буш, которая прибыла в Фермонт на пикапе.
Однако у Нормы Мэр нет пикапа. И у Гари из Take That. А в Британии на пикапах ездят сантехники.
В Англии не продаются пикапы, и еще ни разу не было, чтобы они попали в топ-листы как самые продаваемые или как самые навороченные. И я вам скажу почему: они отвратительны. И абсолютно бесполезны.
В Англии если у тебя есть лодка, это значит, что ты преступник и живешь в Испании. Если у тебя есть лошадь, значит, ты достаточно богат, чтобы купить Range Rover. Если у тебя есть планер, то ты можешь перелетать с места на место, а не таскать его по земле.

Интересное еще здесь: Обзор.

А вы помните «Четвертый протокол», очередной провальный.