Мир меняется стремительно. Совсем ведь недавно бизнесмены носили в руках чемоданчики с радиотелефонами, тут же промелькнула краткая эпоха пейджеров, затем мобильники появились, а с 2007 года началась эпоха смартфонов. Время фантастическое. С транспортом происходит тоже самое, только слегка позже. Еще пять лет тому назад от сигвея на дороге отваливалась челюсть, а сейчас самокаты, моноколеса, электровелосипеды гоняют всюду. Наверное, подобное происходило век назад, когда гужевой транспорт стал уходить в прошлое, сменяемый автомобилями.
К чему это вступление? Да к тому, что новое приходит и нам с этим жить. Можно жить отрицая новое, считая, что ему не место в нашей жизни. Можно жить включая новое в реальность, считаясь с ним и положительно взаимодействуя.
Итак, уже несколько лет как появились новые виды транспорта, электро-самокаты, моноколеса и тому подобное. Дорожная инфраструктура и так в России не выдерживает критики, так теперь и на самокатах народ гоняет, мешает пешеходам и автомобилистам безраздельно владеть пространством. Радости последним это не добавляет, поэтому они отрицательно относятся к новым участникам движения.
Особенно это заметно на пешеходных переходах. Если ты пересекаешь зебру на транспорте, то тебя стараются не пропустить или нервно сигналят. Давайте разбираться, почему. Среди водителей сложилось убеждение, что на пешеходном переходе нужно спешиваться. Якобы велосипедист должен вести велосипед пешком. Тем самым они считают, что самокат, велосипед, моноколесо - это идентичный вид транспорта. Я езжу на колесе и мне надоели маты и сигналы в мою сторону. Купил я ПДД, актуальные на 2020 год и начал разбираться, может быть я не прав?
Основные понятия
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Что мы видим? Велосипед, мопед, мотоцикл - это не самокат и иные аналогичные средства. Если велосипедист едет на велосипеде, он не пешеход. Но лица передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах и иных аналогичных средствах (читай моноколесо или большой роликовый конек) - это пешеходы, обладающие всеми правами и обязанностями пешеходов. И имеют легальное право передвигаться через пешеходный переход на своем средстве передвижения.
При этом ПДД за 2013 год пешехода определяет так:
"Пешеход" – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
То есть тогда не было нормы про коньки, самокаты и т.п. А водители свои знания не освежают!
Подводим итог: лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, моноколесах имеют право пересекать пешеходный переход - это не является нарушением!
Съезды и заезды на прилегающую территорию и пересечение тротуаров.
Я уже пенсионер, на колесе не гоняю, езжу спокойно, но не раз попадал в ситуации, когда водители нарушают правила и не пропускают при выезде из двора, пересечении тротуара, и, наоборот, въезде с дороги на прилегающую территорию. А ПДД говорит следующее:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Водители же не глядят ни вправо, ни влево, рискуя задавить пешехода.
Полоса для велосипедистов
В России почти нет инфраструктуры для движения велосипедистов. Но там где она есть, частенько на полосе для велосипедистов паркуются автомобили, а также закрывают съезды с тротуаров. Для оправдания многие включают аварийные сигналы. Но правила говорят следующее:
12.4. Остановка запрещается:
...
* в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
* на полосе для велосипедистов.
То есть, нельзя перекрывать съезды с тротуаров на проезжую часть и нельзя делать остановку на полосе для велосипедистов.
Водители считают, что включение аварийного сигнала их оправдывает. Но правила говорят обратное:
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
а также:
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
при дорожно-транспортном происшествии;
при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.
что означает недостаточность включения аварийной сигнализации. Должен быть выставлен знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров от транспортного средства, если вам приспичило припарковаться на велосипедной дорожке, а также принять все возможные меры к освобождению проезда.
Перекрестки.
13. Проезд перекрестков
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Как правило, водители не заморачиваются, а уж если ты на колесе завершаешь переезд перекрестка, то будут сигналить до посинения, хотя нарушения, как видите, здесь нет.
14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу *, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Раньше, если ты вступил на проезжую часть, водители не рисковали пересекать переход. Но в последнее время, если только есть дырочка, не занятая пешеходами, они не ждут, а стараются проскочить переход.
Жилые зоны.
17. Движение в жилых зонах
17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
И главный аргумент водителей
Напоминаю, что самокат и аналогичные средства передвижения не велосипед и не мопед. Эти требования только к велосипедистам.
24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
...
* пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Да, этот пункт предписывает велосипедистам спешиваться на пешеходном переходе. Но почему? Да потому что, велосипед длинное транспортное средство и маневрировать на нем небезопасно в толпе пешеходов. Самокаты, моноколеса, роликовые коньки компактные средства передвижения, при условии нормальной скорости они не создают помех на пешеходном переходе. Особенно смешно, когда никого, кроме тебя нет на пешеходном переходе, а водитель на нервы исходит, считая, что ты нарушаешь правила. Но, уважаемые водители, помните, что вы обязаны пропустить любого пешехода, даже на транспорте, кто вступил на пешеходный переход и дождаться, когда он закончит его.
Подведу итог. Уже сейчас в ПДД достаточно норм, исполняя которые можно безопасно сосуществовать любым видам транспорта. Но нужно хорошо их знать и точно выполнять. Тогда не будет поводов для недовольства противоположными сторонами. Все хотят передвигаться - у кого-то авто, у кого-то самокат, кто своими ногами. Если уважительно относиться к друг другу, выполняя правила, то не будет причин для конфликтов.
Всем добра!