Определить, какому пилоту предложить контракт с командой, в целом не очень легко, и ещё труднее становится когда речь заходит о Дэне Риккьярдо и Рено. Когда мы говорим, например, о Льюисе Хэмилтоне, который выигрывает большинство гонок и титулов, то мы уверены, что каждая потраченная копейка отбивается в двойном объёме, но как это работает в случае с Рено, которая, как известно, платит Риккьярдо 25 миллионов долларов за сезон?
Сам результат, его абсолютное значение, имеет куда большую ценность в том случае, если вы находитесь в доминирующей команде, такой, как Мерседес. Риккьярдо не в этом положении, и изначально от него не ждали побед в гонках на протяжении его первых двух лет в Рено, ему продавали возможность уйти из Red Bull в команду, которая будет громить всех в средней группе и максимально приблизится к первой тройке за 2019-2020 год с его помощью и будет с уверенностью готовится к новому регламенту 2021 года.
Сейчас, когда введение нового регламента отложили на год, Риккьярдо уже находится одной ногой в Макларен, а первую половину его действующего контракта команда Рено топталась на месте без видимого прогресса - отсюда и желание её покинуть. Но в 2020 году прогресс Рено очевиден, команда победила Макларен, который использует те же двигатели, в четырёх из последних пяти гонок и сейчас имеет реальный шанс побороться за третье место в кубке конструкторов. Кажется, это и есть то восхождение Рено к высоким результатам, частью которого Риккьярдо и должен был стать начиная с сезона 2019.
Риккьярдо нанимали в команду как большую звезду, как пилота с громким именем, который знает как побеждать и который внесёт ощутимый вклад в то, чтобы команда Рено достигла заветной цели, а не ограничилась одним лишь третьим местом в конкретной гонке. При условии стоимости контракта Дэна и его скором уходе, правильно ли поступили в Рено и могли бы найти лучшее применение этим деньгам?
Сирил Абитбуль, руководитель Рено, не скрывал своё разочарование и даже раздражение решением Дэна покинуть команду, его первые заявления по этому поводу звучали очень строго и даже несколько грубо, негативные эмоции в нём буквально полыхали, как он ни старался сдерживаться.
Но прошло некоторое время, пыл Абитбуля несколько поутих и тон его высказываний в отношении сделки Дэна с Макларен стал более нейтральным, а после гонки на Нюрбургринге и первого подиума Сирил уже не скупился на похвалу в адрес Дэна и благодарил его за вклад в развитие команды:
Решение позвать Дэна в команду было одинаково важным и для команды, для самого Дэна и для меня лично. Мы спрашивали Дэна о его готовности принять все сложности и, одновременно с этим, спрашивали команду о том, как они смотрят на появление топ-гонщика в коллективе.
Да, в том году мы провалились, а Дэн закончил сезон совсем не там, где ожидалось и вы будете правы, если скажете, что мы позвали его слишком рано, но на рынке не так много свободных пилотов калибра Риккьярдо, поэтому мы не могли упустить возможность позвать его в тот момент.
Я всё ещё полностью убеждён в том, что позвать Дэна было правильным решением: команда не была бы там, где находится сейчас, без его помощи.
Сейчас мы в гораздо более сильной позиции и в хорошей форме для 2021 года, так что Даниель может делать такого типа вещи без зазрения совести. Это моя официальная позиция как руководителя команды.
Подобного рода заявления от руководителя команды в моменты успеха не являются чем-то необычным, особенно когда речь идёт о том гонщике, на которого этот руководитель решился потратить столь огромную сумму денег. Но после первоначальной негативной реакции, уже сложно поверить, что их отношения всё ещё остаются хорошими.
Вот решение Феррари расстаться с Себастьяном Феттелем вызвало волну бесконечной критики и осуждения, но стоит признать, что Феррари осталась во главе с Шарлем Леклером. В отношении решения Риккьярдо покинуть Рено, такой сильной публичной реакции не было, хотя он, по сути, оставляет команду без лидера. Ситуации примерно одинаковые, но реакция разная и в первую очередь из-за самих личностей этих гонщиков и их амбиций. Себ не успел сделать то, что от него хотели, а Дэну публика пока всё прощает, потому что хотят, чтобы он реализовал себя как победителя и двигался к успеху быстрее, возможно в составе Макларен это ему удастся.
Так где была бы Рено, если бы не Риккьярдо? Можно представить, что Рено оставили бы Хюлькенберга в паре, например с Карлосом Сайнсом, ну или с Эстебаном Оконом, который вернулся бы на год раньше.
Но брать в расчёт, пускай и теоретический, Сайнса, не очень корректно, так как он, по его же собственному признанию, совершил просто гигантский прорыв в мастерстве и в карьере, перейдя именно из Рено в Макларен.
Так что корректнее сравнить успехи Хюлькенберга и Окона.
Оба, без сомнения, проигрывают Риккьярдо в скорости и стабильности, и будет честно признать, что из машины выжимается больше результата только благодаря такому пилоту как Дэн. А учитывая тот факт, что команда борется в той части пелетона, где одна или две десятые секунды могут иметь определяющее значение, скорость Дэна трудно переоценить.
В прошлом году Дэн одержал победу над Хюлькенбергом со счётом 54-37 по очкам. В этом году он опережает Эстебана Окона со счётом 78-36. И при этом, он выиграл оба квалификационных сражения с напарниками. Для Окона в нынешней ситуации это является неплохим стимулом к работе над собой и, кажется, у него начинает получаться выжимать максимум из машины и подтягиваться к Дэну, это было заметно, по крайней мере, в гонке на Нюрбургринге.
Но по большому счёту, отвечая на вопрос, заданный несколькими абзацами ранее, команда Рено с комбинацией пилотов Хюлькенберг/Окон не была так высоко просто потому, что им бы не хватало тех самых пары десяток с круга, которые умеет привозить Риккьярдо и которые так важны в плотной борьбе. Нет, они не плохие пилоты, просто Дэн умеет прыгнуть выше головы тогда, когда это особенно нужно.
Стоит отметить и тот эффект, который получает весь коллектив команды Рено. Когда у тебя в составе есть неоднократный победитель Гран При, это является мотивирующим фактором для каждого, но сталкиваясь с реальностью современной Ф1, это чувство может быстро притупиться и вовсе пропасть. Но Дэн достаточно энергичный и вдохновляющий человек, и даже в его первые гонки, когда он только вкатывался в машину, которая была ужасна на входе в повороты и которая не совсем подходила его пилотажному стилю, он подбадривал команду и инженеров, помогая им делать свою работу лучше. Возможно сейчас прозвучит очень банальная фраза, но подавляющее большинство гонщиков уровня Риккьярдо, попав в схожую ситуацию, произведут ровно противоположный эффект на команду, которая и так страдает от недостатка скорости.
Этот самый "эффект Риккьярдо" позволил команде сформировать доверительные отношения и построить такую систему, в которой гонщик напрямую оценивает успехи в доработке болида и открыто высказывается о работе инженеров, давая советы и сравнивая их подход с тем, что был у него во времена выступлений за Red Bull. Подобная система взаимоотношений и ценностей позволила Рено совершить настоящий рывок по отношению к прошлому сезону и это имеет явное отражение в результатах. Машина стала куда более предсказуемой и значительно улучшилась в направлении генерации прижимной силы и реакции на обновления.
Конечно, гонщик не является ответственным за разработку болида, эти успехи скорее в руках инженеров из Энстоуна, но Риккьярдо играет ключевую роль в построении правильных процессов получения обратной связи, тем самым не являясь статуей многократного победителя Гран При, а настоящим членом команды, который работает в плотном контакте с техническими отделами.
И ещё одна отличительная черта Риккьярдо состоит в том, что он готов нести ответственность за результат и не стесняется обвинять себя в недостаточной скорости, когда это реально так. В том же сезоне 2019, он часто говорил что ему надо больше работать над собой и своим стилем пилотажа чтобы быстрее адаптироваться к новой машине, а ведь мог просто говорить о том, что машина ужасна и не раскрывает его гоночного потенциала.
Опыт работы с Риккьярдо убедил совет директоров Рено в том, что такой гонщик им нужен и от него много пользы. Это стало ключевым фактором в подписании Фернандо Алонсо на 2021 год. К сожалению, мы увидим Фернандо, который уже будет управлять болидом, в который вложено невероятное количество сил и энергии и который стал в разы лучше и конкурентоспособнее не в последнюю очередь благодаря Дэну Риккьярдо. Честно говоря, я не верю, что Фернандо смог бы привнести схожий по ценности вклад в развитие команды, придя он в неё вместо Дэна в 2019 году, когда болид мог ехать достойно только в Монце и Спа.
Стоит ли всё вышеописанное 50 миллионов долларов, которые Рено выложила за два года контракта Риккьярдо? Пожалуй, в полной мере на этот вопрос может ответить лишь Сирил Абитбуль, но сам Сирил признаёт тот факт, что отведя Риккьярдо главную роль в принятии решений относительно самых слабых сторон болида, команда получила колоссальный прирост в эффективности работы и построения процессов, а это так же сильно повлияло на персонал команды, зарядив их и заставив переосмыслить некоторые моменты, что, в свою очередь, будет иметь ещё очень долгосрочный эффект.
Если эти 50 миллионов долларов дали Рено возможность не прятать голову в песок, не искать оправданий, обвиняя в некомпетентности пилотов, и не заставило жаловаться на то, что топ-команды имеют невероятное преимущество, то это были хорошо потраченные деньги. В конце концов, не так уж это и много - 50 миллионов долларов в течение двух лет для команды Формулы 1 - если она гарантирует, что теперь она может обоснованно претендовать на победы в новом регламенте 2022 года.
Риккьярдо не изменил и не мог полностью изменить команду, и, возможно, она сама дошла бы до этого момента, независимо от его присутствия. Но его превосходные выступления, которые были неизменно хороши с середины прошлого сезона и далее, его ответственное отношение и огромный опыт работы в Red Bull позволили ему внести столь важный вклад в столь нужное для команды время. Кто знает, сколько ещё лет Рено добивалась бы такого значительного прогресса, если бы не Дэн с его энергией, желанием и колоссальным опытом?
#red bull #red bull racing #риккьярдо #renault f1 #сирил абитбуль #кристиан хорнер #daniel ricciardo #гонщик #formula 1 #формула 1