Для начала давайте разберемся в том, какие существуют разряды у водителей трамваев, что должны знать и уметь, скажем так, их обладатели. Затем я выскажу своё мнение относительно того, почему многие не соответствуют самому высокому - 5 - ому разряду, тем не менее когда- то он им был присвоен. Итак, начнём с 3- ого разряда.
Характеристика работ. Управление трамвайными поездами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии. Проведение сцепки поездов для буксировки и управление буксируемым поездом. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов. Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда, установка компостеров. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк. Устранение возникших на линии простейших неисправностей. Оформление и подача заявок на устранение неисправностей подвижного состава. Продажа абонементных книжек на остановочных пунктах.
Должен знать: устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования; правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования трамваями; особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях и порядок эксплуатации их на маршрутах с тяжелыми условиями движения; устройство компостеров и радиоустановки; инструкцию по экономии электроэнергии; периодичность осмотров и ремонтов трамваев; формы проездных билетов; порядок оформления проездной документации.
Переходим к 4- ому разряду.
Характеристика работ. Управление трамвайными поездами новых типов, сочлененными трамваями и трамваями, работающими по системе многих единиц. Регулирование тормозных систем трамваев. Проведение плановых осмотров трамваев с применением специального оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов и обкатка их после ремонта.
Должен знать: устройство, принцип действия и возможные неисправности механического, пневматического и электрического оборудования всех типов трамваев, в том числе сочлененных и работающих по системе многих единиц; профиль и особенности пути обслуживаемых маршрутов; устройство специального оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при проведении плановых осмотров; методы безаварийной работы; приемы и методы стажировки учеников водителей трамваев.
Наконец, мы дошли до самого интересного: 5- ый разряд.
Характеристика работ. Управление трамвайными поездами всех типов, регулирование всех видов оборудования. Проведение плановых видов ремонта в депо с применением специального оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов.
Должен знать: правила регулировки всех видов оборудования трамваев, характер, причины и нормы его износа; устройство специального оборудования, монтажных приспособлений, контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при проведении планового вида ремонта в депо; профиль и особенности пути всех маршрутов города.
Ну,как вам ? Не слабо?
Есть у меня один знакомый, который со своим 3 - им разрядом работал во всех московских депо и знает все маршруты города. Таких мало. Многие с 5- ым разрядом знают только маршруты своего депо, а ведь теоретически ты можешь работать на любом трамвайном маршруте Москвы, поскольку с 2015 года все филиалы объединены.
Ладно, давайте будем откровенны: к ремонту современных вагонов даже с 5- ым разрядом вас не допустят. Но это не значит, что у вас с собой не должно быть никаких инструментов. Я таких людей не понимаю, особенно это касается тех ,кто работает на старых вагонах. Да что там инструменты...
Трехгранка не у всех есть!
И по - моему твёрдому убеждению, водитель с 5- ым разрядом должен работать на любом линейном или служебном вагоне, если потребуется. Однако, на практике могут/умеют/хотят далеко не все. Кто и за какие заслуги им присваивал 5- ый разряд непонятно. Некоторые даже не знают как пользоваться задним маневровым пультом!
В настоящее время на современных "Витязях" работают все , независимо от разряда. Это может быть как недавно вышедший на линию после учебного комбината человек, так и тот, кто давно работает.
По моим наблюдениям , люди с 3- им (самым низким) разрядом зачастую гораздо более технически, юридически подкованы, чем те, у кого 5- ый разряд.
Также необходимо отметить, что возраст человека- не показатель наличия у него большого опыта работы на трамвае, в то же самое время молодой на вид человек может уже лет как 6-8 быть в "этом бизнесе".