9 октября 2025 года
Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», за 9 месяцев нынешнего года в России было реализовано 32 868 новых крупнотоннажных грузовых автомобилей (HCV – полной массой более 16 тонн), что на 57,4% меньше, чем в январе – сентябре 2024-го.
Больше всего тяжелых грузовиков было продано в 1-м квартале (12 705 шт.), а меньше всего – во 2-м (9 308 шт.). Это сказалось на динамике рынка: если в 1-м квартале он упал «лишь» на 47,9%, то во 2-м – на 63,6%. Что касается 3-го квартала, то за этот период было реализовано 10 855 единиц HCV – на 60% меньше, чем с июля по сентябрь прошлого года.
Таблица 1. Продажи новых HCV в России по кварталам (шт.)
Лидером рынка новых HCV за отчетный период является отечественный бренд KAMAZ, доля которого составила 30%. При этом год назад она была почти вдвое меньше (15,4%). За 9 месяцев продано 9 859 таких крупнотоннажных автомобилей (-17% к АППГ).
Вторую и третью позиции в марочном рейтинге занимают китайские SITRAK и Shacman, которые год назад были выше KAMAZ. Им пока удается сохранять рыночную долю на уровне более 10%.
Также стоит отметить, что «китайцы», представленные в ТОП-10 марок, имеют падение в интервале 41 – 80%. Для сравнения: у KAMAZ этот показатель составил минус 17%, у Ural – минус 28,6%, у MAZ – минус 37,2%.
Таблица 2. ТОП-10 марок по продажам новых HCV в России (шт.)
Самой популярной моделью сегмента HCV в нашей стране остается седельный тягач SITRAK C7H, объем реализации которого по итогам 9 месяцев нынешнего года составил 5 тысяч единиц. Это составляет более 15% от всех продаж тяжелых грузовиков.
Далее в этом рейтинге располагаются сразу три «камаза», результаты каждого из которых не дотягивают до 3 тысяч штук. При этом у всех трех моделей KAMAZ рыночная доля за год увеличилась, а у SITRAK C7H снизилась почти на 5 процентных пунктов.
Таблица 3. ТОП-10 моделей по продажам новых HCV в России (шт.)
В региональном разрезе рынка новых HCV лидерство сохраняет Московская область с долей порядка 10% в январе – сентябре 2025 года.
Обратите внимание: Б/У авто-рынок США стали дороже новых!.
На второй позиции остается Москва, а на третью строчку с прошлогодней шестой поднялся ХМАО – Югра. Именно этот субъект РФ показывает наименьшее падение в ТОП-10. Если во всех представленных регионах продажи новых тяжелых грузовиков «просели» не менее чем в 2 раза, то в Югре они снизились только на 18%.Таблица 4. ТОП-10 регионов по продажам новых HCV в России (шт.)
В разбивке по типу кузова по-прежнему первенствуют седельные тягачи, но если год назад им принадлежала половина рынка HCV, то сейчас – одна треть. Доля самосвалов тоже сократилась, а вот у бортовых автомобилей, фургонов и коммунальной техники – выросла.
Таблица 5. ТОП-5 продаж новых HCV в России по типу кузова (шт.)
Сергей Целиков, директор агентства «АВТОСТАТ»:
- Рынок новых HCV стабильно пошел вниз еще с ноября прошлого года, а к маю достиг минимального значения (2,7 тыс. шт.). Впоследствии он чуть отыграл падение, но на уровне 3,5 – 3,6 тыс. единиц продолжает балансировать третий месяц подряд.
Одна из причин этого связана со структурой продаж по годам выпуска. Так, по итогам 9 месяцев 68% в объеме реализации пришлось на технику 2023 – 2024 годов выпуска. Это результат огромных стоков, с которыми рынок вошел в нынешний год. При этом импорт HCV сейчас минимальный за всю последнюю историю.
Самая мрачная ситуация в продажах наблюдается в сегментах тягачей и самосвалов, которые «просели» на 64 – 71%. Примерно то же самое мы видим и в марочном разрезе, где китайская техника столкнулась с действиями регулятора: Shacman (-70%), SITRAK (-68%) и FAW (-68%).
Более подробно сложившуюся ситуацию на рынке тяжелых грузовиков и коммерческого транспорта в целом обсудим на конференции ComAuto, которая пройдет 28 октября в рамках форума автобизнеса «CarXL – 2025».
Фото: АВТОСТАТ
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Продажи новых крупнотоннажных грузовиков (HCV) в РФ за 9 месяцев.